четверг, 21 апреля 2011 г.

Подмена благовестия?

Вот прочитал интересную статью по поводу социального служения церкви, благотворительности и благовестия. Важно, конечно, в каком контексте эту статью воспринимать. В любом случае - это хорошая пища для размышления. Пожалуйста, если возникнут мысли прочтения (если осилите много букв). Напишите свои мысли в комментариях - можно анонимно. Благословений и понимания при прочтении:

Подмена благовестия, разговор о современном христианстве.



На фасадах современных протестантских храмов часто можно увидеть различные объявления, типа: «Приглашаем всех желающих посетить концерт органной музыки» или: «По средам приглашаем нуждающихся на бесплатные благотворительные обеды». Нередко можно услышать мнение, насаждаемое и культивируемое в последнее время, о том, что посредством вовлеченности светских людей в различные церковные программы увеличиваются возможности влияния Церкви на мир. Пригласим бездомных на обед, спортсменов в наш спортивный зал, тяготеющих к искусству на органный концерт, картинную галерею или фотовыставку. А после этого они, конечно же, легче и естественнее воспримут проповедь Евангелия Христа.


Такое мнение очень распространено и люди удивляются, даже возмущаются, когда говоришь им о том, что это не так. Для многих это аксиома, принимаемая просто на веру. И даже в том случае, если реальные результаты говорят о другом, если количество концертов и спортивных мероприятий не увеличивает число верующих, они отказываются принимать такую точку зрения.

Пожалуйста, не надо думать, что я против благотворительности или не желаю, чтобы в церквях проводили концерты. Но разве хлеб подают на десерт? Разве царскую весть провозглашают в последнюю очередь и как бы, между прочим? И в результате наши церкви наполняются людьми, воспринимающими христианство всего лишь как приятное дополнение к своему досугу, как некое разнообразие в скучной и бедной событиями жизни.

Долгие годы, находясь в христианской церкви, пройдя путь от прихожанина до пастора, я вижу, что влечет в церковь людей вовсе не количество мероприятий, устраиваемых для досуга. То, что привлекает человека в церковь, я обозначил бы словом «инаковость». Приходя в церковь, человек хочет видеть нечто отличное от того, что предлагает ему мир. Как ни банально это звучит, но в церкви человек хочет видеть… церковь. Церковь, в которой все иначе, нежели то, к чему он привык в светском обществе. В конце концов, на концерт можно и в филармонию сходить, а в спортзал - во дворец спорта. То есть в такие места, которые специально предназначены для подобного времяпровождения. Церковь же предназначена для другого: для проповеди Евангелия и совершения таинств.

«Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» - писал святой апостол Павел в своем первом письме к Коринфянам (2:2).
К великому моему сожалению, в современном обществе Церковь Христова утратила во многом свое истинное предназначение, превратившись в некую благотворительную организацию, ориентированную исключительно на социальную помощь населению. Конечно, может быть, это наиболее актуально не для России, а, скажем, для европейских стран. Мы пока не слишком обременены социальными проектами по причине нашей бедности. Но тенденция очевидна. Лучше говорить об этом сейчас, ибо потом может быть поздно. Потому что и в России уже именно этого все почему-то ждут от Церкви в первую очередь, именно по этому признаку судят. А именно: сколько приютов и реабилитационных центров открыто, сколько пожертвовано на те или иные социальные проекты и многое другое. Так даже среди самих христиан. Все остальное уходит на задний план: вера, исповедание, христианское благочестие и т.д.

Но смысл христианства вовсе не в бесконечной благотворительности (этим, в конце концов, и атеисты прекрасно занимаются), смысл христианства в радостной вести о том, что Бог простил нас во Христе Иисусе. Может быть, я скажу сейчас для кого-то удивительную вещь, о которой забыли в современном мире. Но Церковь не является организацией, занимающейся социальной помощью малообеспеченным слоям населения. Для социальной помощи бедным существуют другие организации, специально для этого созданные. И эти организации вовсе не обязательно христианские.
Помощь ближним – это обязанность не Церкви как организации, а христиан, составляющих Церковь. Желание оказывать такую помощь исходит из самой сути Евангельской вести, проповедуемой Церковью, и наполняющей сердце христианина. Я помогаю людям не потому, что мне больше нечем заняться, а потому что Бог помог мне. Я жертвую не потому что я богатый, а потому что Господь пожертвовал Собой ради меня. Я готов прийти на помощь нуждающимся не потому, что я такой благородный, а потому что Христос пришел на помощь мне. Другими словами, мы занимаемся благотворительностью, потому что сердце болит при виде немощных и голодающих, а не потому, что с помощью благотворительности хотим привлечь людей в свою веру. Христианская благотворительность – это дело совершенно бескорыстное, не ждущее вознаграждения.

«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая». (Матф.6:3)

Церковь же Христова, повторим, существует для проповеди Евангелия и совершения Таинств. То есть для того, для чего она и была создана. Вспомним определение Церкви из Аугсбургского вероисповедания 1530-го года: «Церковь – это собрание святых, в котором верно проповедуется Евангелие, и правильно отправляются Таинства». Всё. Нигде, во всем нашем вероисповедании вы не найдете ни слова о том, что Церковь существует для материальной помощи бедным или для развлечения скучающих меломанов.

Кому-то могут показаться мои слова крамольными в свете современной подмены Церковью своего предназначения в мире. Но это правда. Христиане занимаются благотворительностью не потому, что Церковь Христова для этого предназначена, а потому, что люди, ее составляющие, хотят помочь другим людям, не имеющим таких возможностей. И это стремление исходит вовсе не из какого-то глубинного христианства, а из обычного человеколюбия, которое присуще, скажем прямо, вовсе не одним лишь христианам. Но также и верующим других религий, как, впрочем, и совсем ни в какого Бога не верующим.

Что уж говорить о стремлении привлечь людей в церковь при помощи концертов. Не обманывайтесь, концерты еще никого христианином не сделали. Ибо вера приходит не от красивой музыки, а от Слова Божьего, проповедуемого Церковью: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (…) Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». (Рим.10:13-17)

Призвание Церкви – это проповедь Евангелия в мире, проповедь спасения по благодати Божьей через дарованную нам веру. А также служение совершения таинств, через которые эта вера нам подается.
Еще в 19-м веке известный английский проповедник Чарльз Сперджен говорил: «Дьяволу редко удавалось придумать более изощренную уловку, чем заставить верующих думать, что часть их миссии заключается в том, чтобы развлекать людей с целью привлечь их в церковь. Начав простой проповедью Евангелия, Церковь постепенно смягчила свое свидетельство, потом стала закрывать глаза на легкомыслие, присущее современности, и искать ему оправдание. Затем Церковь позволила этому легкомыслию проникнуть в свои стены. А теперь она приняла его под предлогом донесения благой вести до более широких масс населения» (цитата из журнала «Вестник Истины» №2, 2009).
А в 1945-м году шведский лютеранский епископ Бу Йертс писал следующее: «Когда окидываешь взглядом какой-либо шведский церковный приход, то порой возникает некое чувство между беспокойством и отчаянием. (…) Здесь ходят тысячи людей, порядочных в повседневной жизни, каждый из которых заботится о своем и выполняет свой долг по отношению ко всем – кроме Бога. Часто у них широкие интересы, может быть, они с полным правом могут сказать, что ничто человеческое им не чуждо – кроме молитвы и веры. Они устраивают свою жизнь дальновидно и благоразумно, заботятся о пенсии, страховании жизни и завещании, и, наконец – о своём собственном погребении; они всё приняли в расчёт – кроме жизни после смерти. Они ухаживают за своими телами, они думают о хорошей гигиене и здоровых условиях жизни, они заботятся о своём сне и пищеварении, о своём сердце и своей фигуре и обо всём прочем, о чём только возможно – кроме своей души». (Бу Йертс, Большая ложь и великая истина, С.Пб. Светоч, 2010, стр. 3)

Не находите ли вы, что вторая цитата напрямую связана с первой? Ибо всё, о чем писал епископ Йертс в середине прошлого века, является прямым следствием того, о чем говорил Сперджен в 19-м веке. И что происходит в шведской Церкви сейчас многим хорошо известно.

Подмена благовестия благотворительностью пагубно сказалась на жизни верующих и на состоянии Церкви Христовой. Господь Иисус определил цели и задачи Церкви в Своем поручении апостолам так: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам …» (Матф.28:19,20) Этими рамками и ограничивается смысл существования Церкви в мире. Попытки расширения этих рамок приводят к тому, что Церковь перестает соответствовать смыслу собственного существования и превращается в еще одну из множества благотворительных организаций. И здесь уже совсем неважно, что представляют собой те, кто помогает. Помощь ценна сама по себе без всякой дополнительной нагрузки в виде Евангелия или, скажем, морали. В такой организации возможно всё, что угодно, ведь, главное – это помощь обездоленным. А кто ее оказывает – дело десятое.

И появляются в Церкви люди, Бог знает, что вообще исповедующие, порой ведущие странный для христианина образ жизни и даже имеющие совершенно греховные пристрастия, не скрываемые и даже культивируемые. Но зато они много времени отдают диаконической работе. О, эта диаконическая работа! Это же смысл нашего существования, нет Церкви без диаконии! Зато, похоже, есть Церковь без миссии, которая больше не идет и не учит все народы. Да что там все народы! Научить бы самих себя всему тому, что повелел Христос…

И в свете вышеизложенного становится непонятным отказ Иисуса сатане, предлагавшему сделать камни хлебами. Ведь столько голодных можно было накормить!

Вспоминаются строки из молитвы матери Терезы: «Я просила Бога исцелить мою прикованную к постели дочку. Бог сказал мне – нет. Душа ее в надежности, а тело все равно умрет. Я просила Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал – нет. Он сказал, что страдания отворачивают человека от мирских забот и приводят к Нему».

Так хлебом ли единым жив человек?


Мое мнение: Если говорить обо мне, то я полностью разделяю позицию того, что благовестие через благотворительность - это не должно становиться стратегией т.е. тогда начинается подмена понятий. Эта статья в чем-то подкрепляет нашу трехшаговую стратегию интернет-служения, которую мы совместно разработали нашей командой "iПитер+"

2 комментария:

  1. сразу видна больная мозоль автора... к сожалению(или к счастью) не все так просто! мое мнение, что благовестие и благотворительность не должны конкурировать между собой ибо это две стороны одной медали... как сказал один человек: «Если вы проповедуете Евангелие, но не живете по нему – вы не проповедуете Евангелие… если вы живете по Евангелию, но не проповедуете его – вы не живете по Евангелию!!!» нельзя впадать ни в одну ни в другую крайность... история имеет недавний пример консерваторов(фундаменталистов) и либералов, первые настаивали на устном благовестии, вторые на благовестии делами(соцпроектами). Консерваторы в своей неприязни к либералам вообще забыли о делах, а либералы настолько увлеклись делами, что забывали о проповеди(что выродилось в обычный гуманизм)... нам не стоит повторять чужих ошибок! тем более в нашей стране нет таких проблем, которые затрагивает автор, но наоборот в своей поместной церкви(352 членов) я вижу недостаток социального служения... в наш век информационных технологий слова евангелия затерялись в многообразном шуме постмодернизма, люди не хотят слышать Евангелие - но они хотят его увидеть!!! вот что такое Евангелие: "И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца."
    (Иоан.1:14)
    и еще: "Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус ДЕЛАЛ и чему УЧИЛ от начала..."
    (Деян.1:1)
    мы никогда не сможем научить людей Евангелию, если сами не живем по нему... настоящая практическая жизнь христианина - вот лучшее Евангелие этому миру)))

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо , Костантин, за отличный комментарий! полностью согласен!

    ОтветитьУдалить